03.09.2023

Раритетные грамплаcтинки «SATURNE». Часть 9

Граммофонные пластинки с иллюстрациями  «The Vogue Picture Record» выпускались выпускались в США крайне редко в период между кризисом компании «Vogue» в 1947 году и концом 1960-х годов, но в эти же годы в Европе и Японии было произведено несколько серий дисков с иллюстрациями, таких как французский «Сатурн». Французский лейбл «SATURNE» в начале 1950-х годов – это эклектичный музыкальный микс, включающий оперу, традиционную еврейскую музыку и документальную разговорную речь. К сожалению, будучи визуально привлекательными,  пластинки «SATURNE», по словам звукорежиссера Тони Болдуина,  имеют «просто ужасное звучание». В примечании Болдуина к переизданию записи Анри Рено «Complete Legendary SATURNE Picture Discs» (Paris Jazz Corner PJC 222008, 2001) рассказывается о том, как трудно было создать что-то приятное для слуха из этих «сильно поврежденных» записей: один конкретный 15-секундный фрагмент музыки потребовал 90 ручных правок. Тем не менее, для многих любителей винила немного лишнего шума в сигнале — это жертва, которую стоит принести ради красоты пластинки. Кроме того, технологии производства, используемые для изготовления пластинок с иллюстрациями (picture discs), с годами улучшились, что облегчило поддержание оптимального качества звука.

В Фонотеке музея можно услышать звучание одной из раритетных граммофонных пластинок французского лейбла «SATURNE» . На обеих сторонах этой пластинки записаны композиции в исполнении Жори Буэ. Аккомпанирует Оркестр Пасделупа Бьема под управлением Альберта Вольфа.

Ниже – информация о тех, кто причастен к записи этой уникальной пластинки.
Андре Шарль Мессаже (Messager, 1853-1929) – французский композитор и дирижер. Учился в Парижской школе Нидермейера*; композицию изучал у Сен-Санса. С 1874 года работал церковным органистом, в 1898-1901 годах – дирижером в Парижской «Опера-комик». В 1901-1907 годах – дирижер театра «Ковент-Гарден» в Лондоне, в 1907-1914 годах – в Парижской «Гранд-Опера». В 1915-1918 годах – дирижировал в США, в 1919-1920 годах снова служил в «Опера-комик», с 1924 года – в «Русском балете» (фр. Ballets russes)  Сергея Дягилева.

Франц (Фе́ренц) Лега́р (нем. Franz Lehár, венг. Lehár Ferenc; 1870- 1948) — венгерский и австрийский композитор, дирижёр. Наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом — крупнейший композитор венской оперетты, основоположник её «неовенского» этапа в начале XX века.

Комическая опера «Веселая вдова» Франца Легара,  ария из которой представлена на этой раритетной пластинке, принесла композитору  мировую славу, её ставят по всему миру. В течение трех с половиной лет с момента премьеры «Веселой вдовы»,  было поставлено более чем 18 000 спектаклей по всей Германии, в Англии и Америке. Спустя 20 лет аудитория этой комической оперы уже насчитывала миллионы поклонников. Примечательно, что «Веселую вдову» показали даже в Родезии (Зимбабве) и в Китае. Благодаря своей свежести, изобретательности и великолепию оркестровой партитуры «Веселая вдова» открыла новую эпоху в истории венской оперетты.

Жеори Буэ (Géori Boué, 1918-2017) – французская оперная певица, сопрано, голос которой записан на обеих сторонах данной пластинки. Театральная карьера Буэ связана, в основном, с французским оперным репертуаром. Но она пела и в классической оперетте («Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха, «Весёлая вдова»  Франца Легара). Критики отмечали яркий тембр голоса певицы, её восхитительную дикцию, вдумчивый подход к интерпретации образов и особое артистическое дарование. На одной из сторон представленной пластинки певица исполняет дуэт вместе с супругом – французским баритоном Рожером Бурденом.

Старейший действующий французский оркестр, носящий своего сегодня основателя, был основан в 1861 году Жюлем Пасделупом.

После окончания музыкальной школы в 1852 году Жюль Пасделуп основал «Общество молодых артистов», которое набирало музыкантов из студентов консерватории для участия в концертах, которые проходили довольно успешно. Воодушевленный полученными результатами, Жюль Пасделуп создал новый оркестр, отобрав лучших музыкантов, и 27 октября 1861 года начал давать «Народные концерты» в Цирке Наполеона на бульваре Филе-дю-Кальвер. Представление имело большой успех, а «Народные концерты» стали важным событием в музыкальной жизни, сыграв ведущую роль в знакомстве аудитории с австро-немецким музыкальным  репертуаром.

Альбер Луи Вольф (Albert Wolff, 1884-1970) – французский дирижер и композитор голландского происхождения. Большая часть его творческой деятельности прошла на европейских сценах, за исключением двух лет, проведенных в качестве дирижера в Метрополитен-опера, и нескольких лет в Буэнос-Айресе во время Второй мировой войны. Наиболее известен Альбер Луи Вольф тем, что в течение нескольких лет он занимал пост главного дирижера Парижской «Опера-Комик». В 1925 году он стал вторым дирижером  оркестра Жюля Пасделупа, значительно расширив свою деятельность в области чисто оркестровой музыки; в дальнейшем (в частности, во время записи пластинки) он занимал должности главного дирижера и директора этого оркестра. 

* Ecole Нидермайер - находится на 10 улице Фонтен Ньюфаундленда (ныне улице Fromentin , Париж 9й округ) – музыкальная школа, основанная в 1853 году Луи Нидермейером (1802-1861), швейцарцем по происхождению и натурализовавшимся французом, при поддержке Наполеона III.


Источники:
https://ontherecords.net/2019/02/picture-records/
https://vk.com/wall170561905_4473
https://dzen.ru/a/Wylz4JnWtgCohqeb
https://ru.wikibrief.org/wiki/Albert_Wolff_(conductor)