23.10.2024

Забытые имена. Немецкий скрипач Марек Вебер

Марек Вебер (нем. Marek Weber; 25 октября 1888 — 9 февраля 1964) — выдающийся скрипач, дирижер, руководитель эстрадного оркестра. Одинаково справедливо его можно считать и австрийским, и украинским, и немецким, и американским музыкантом.

Марек Вебер родился в еврейской семье, на территории нынешней Украины в городе Львове (Лемберге), входящим тогда в состав Австро-Венгрии. Мальчик с раннего детства увлекался музыкой, научился игре на скрипке, в 12 лет уже выступал на сцене варьете, директор которого предложил ему гастрольный контракт на год.

В 1906 году М. Вебер уехал в Берлин, чтобы учиться в Консерватории Юлиуса Штерна. Уже в 1908 году, в возрасте 20 лет музыкант создал свой оркестр. В 1914 году он стал постоянным руководителем оркестра в престижном отеле «Адлон». В начале 1920-х годов Вебер и его оркестр начали делать звукозаписи для компании Карла Линдстрема (под лейблом «Parlophon»), а затем для «Deutsche Grammophon». Именно в это время появилась его знаменитая привычка дирижировать оркестром при помощи скрипки. А появилась она потому, что он поначалу стеснялся дирижировать оркестром и был уже готов отказаться от этого, но один из друзей посоветовал ему использовать свою скрипку вместо дирижерской палочки. Вебер попробовал, а затем продолжал делать это, гастролируя в Германии, Австрии, Польше, Швеции, Франции, Англии и США. Это было действительно очень удачной находкой, поскольку стало частью «фирменной» техники Вебера. В 1920–1930-x годах оркестр Марека Вебера был одним из самых популярных в Европе и, пожалуй, был самым известным зарубежным оркестром в СССР. Благодаря записям его выступлений российская аудитория услышала и полюбила такие шедевры танцевальной музыки, как «Рио-Рита», «Цыган, ты украл мое сердце», «Китайская уличная серенада», «Сегодня ночью». Интересно, что он сам не любил джаз, но как руководитель салонного оркестра исполнять джазовые мелодии своим музыкантам разрешал, покидая на это время зал. Начиная с 1930 года, Вебер время от времени снимался в кино, но в основном его творчество оставалось связанным с ночной жизнью Берлина.

После прихода к власти национал-социалистической рабочей партии музыкант был вынужден, как и большинство его коллег из оркестра, эмигрировать. Вебер разделил судьбу многих евреев, исключённых из рядов Имперской музыкальной палаты. В 1933 году музыкант совершил путешествие в Англию, где снимается в фильмах, а затем посетил Швейцарию и другие страны Европы. В 1937 году Марек эмигрировал в США, где сделал карьеру на радио как «Король вальсов». Прекрасное звучание его скрипки работы венецианского мастера Джованни Батиста Гуаданьини (1711-1786) и всего оркестра под его управлением обеспечивало стабильно высокую популярность. Главной любовью самого Вебера была классическая музыка. С одной стороны, он старался её популяризировать, делая ее более «легкой» и понятной для широкой публики. С другой стороны, пытался поднять современную ему танцевальную музыку до уровня классики с помощью изысканной аранжировки, благородного и насыщенного, почти симфонического, звучания своего оркестра.
После Второй мировой войны Марек Вебер прекратил свою музыкальную деятельность и занялся сельским хозяйством.

В «Фонотеке» музея размещена музыкальная подборка, составленная из композиций в исполнении Марека Вебера и его оркестра. 

По материалам публикаций