Часы настольные музыкальные с автоматоном
Часы настольные музыкальные с автоматоном
Китай
Конец XVIII в.
Бронза, эмаль стекло, ткань; золочение, литье, механические работы
75,5х37х27 см
Часы эпохи императора Цянълун в стиле Джеймса Кокса исполнены в корпусе позолоченной бронзы на профилированном основании и установлены на стойке в виде «водопада», состоящей из витых стеклянных стержней. По углам расположены позолоченные растительные побеги, закрепленные на подставке с музыкальным механизмом из позолоченной бронзы на опорах в виде листьев. На лицевой и боковых сторонах подставки, украшенной ажурным орнаментом, балюстрадой со шпилями и шарами из малахита, за застекленными окошками в рамках из стразов видны пейзажи с движущимися фигурами. Оба яруса основания корпуса декорированы балюстрадами со шпилями по углам и цепочками стразов красного и синего цветов. На верхней части корпуса расположено фигурное навершие с листьями, шпилем и двумя орлами с распростертыми крыльями. Задняя сторона часов закрыта ажурной крышкой с зеленым шелком с внутренней стороны, на задней стороне подставки находится кнопка включения и штифт для завода пружины музыкального механизма. Циферблат часов белой эмали с обозначением часов римскими цифрами и минут арабскими цифрами через пять делений, с двумя стрелками из вороненой стали закрыт застекленной крышкой с защелкой и ободком из стразов. Механизм часов маятниковый, со шпиндельным ходом, пружинным двигателем, часовым боем по колоколу, сопровождающимся мелодией, исполняемой музыкальным механизмом - карильоном с восемью колокольчиками и тринадцатью молоточками, фузеей и программным валиком, движением фигурок и вращением витых стержней, имитирующих водопад. Завод часов и музыкального механизма производится ключом.
Как известно, часы были приобретены мадам Мари Линен (Marie Lynen, 1837-1929), в середине XIX века в России. Мари Линен, урожденная Marie Mathilde Könemann, дочь текстильного фабриканта Альберта Кёнемана (1803-1887), на фабрике которого в старой российской столице работало около 230 рабочих, и его жены Иоганны Пельцер (1806-1883), родилась в Москве. В 1857 году Мария вышла замуж за своего двоюродного брата Виктора Линена (1834-1894) в Москве, и вскоре после этого молодожены переехали в Антверпен, родной город Линен. Будучи богатым бизнесменом и меценатом, Виктор Линен был назначен президентом исполнительного комитета, ответственного за организацию Всемирной выставки в Антверпене в 1885 году, и именно в этом качестве он приветствовал Ференца Листа, чтобы остаться в его доме с Марией с 4 по 10 июня того же лета. Однако великий венгерский пианист и композитор уже оставался у Линен ранее, в 1881 и 1882 годах, и он также переписывался с ними. Мари помогла организовать ряд концертов Листа в Антверпене. Она также была знакома с Шарлем Гуно и Александром Бородиным, а в 1886 году получила от последнего фотографию с личной надписью и музыкальный автограф.
Мари также обменялась письмами с Иваном Тургеневым, который похвалил ее за сохранение русского языка во время проживания в Бельгии и за сохранение теплых воспоминаний о стране, в которой она родилась. В одном из писем к писателю она пригласила его приехать в Антверпен на первое в Бельгии представление оперы Гуно "Полиэкт" 4 ноября 1879 года, но Тургенев не смог совершить путешествие из Парижа. Два года спустя Мари выразила заинтересованность в приобретении копии оперетты Ле Дернье Сорсье (Le Dernier Sorcier), которую Полина Виардо сочинила в 1867 году с французским либретто Тургенева, но последняя ответила ей, объяснив, что произведение никогда не публиковалось.
Чайковский переписывался с Марией Линен в январе 1893 года, вскоре после посещения Брюсселя, чтобы дать концерт собственных произведений.
Джеймс Кокс (James Cox, 1723–1800) создавал прославленные уникальные часы - автоматы, которые экспортировались в разные страны Дальнего Востока, где пользовались большой популярность на протяжении второй половины XVIII века.
Император Цяньлун династии Цин (1736-95) собрал в своих дворцах обширную коллекцию часов, многие из которых были подарены ему высокопоставленными гостями в надежде на привилегии в торговле с Китаем, и возможно, настоящие часы были частью этой коллекции. Музыкальные и автоматические часы получили известность как «поющие» часы, поскольку они ценились в первую очередь как забавные игрушки, а не как точные хронометры. Настоящие часы, которые предположительно были вывезены в первой половине XIX века, счастливо избежали неспокойных времен в истории Китая и дошли до настоящего времени почти в первоначальном виде, сохраняют исходную позолоту и четкую работу автоматонов
Инв.1538/ММП