Фотографии
Основу коллекции уникальных снимков последней трети XIX-начала XX в. музея «Собрание» составляют фотографии, посвящённые «видам и типам» Кавказа. Многообразие народностей, жанровые сцены, отражающие жизнь и быт этого региона России, живописные места, населённые пункты, архитектурные памятники, исторические и природные достопримечательности, включая снимки Военно-Грузинской дороги, проходившей через главный Кавказский хребет, соединявшей Владикавказ и Тбилиси, были запечатлены русскими фотографами Д. Ермаковым (1845-1916), В. Баркановым (1826-1892), Ф. Гадаевым (1858-1896), Л. Рогозинским (1864-1904). Преимущественно работая в жанре видовой фотографии, они расширяют его, вводя этнографические детали, создавая тем самым фотолетопись данного региона Российской империи, отражая его богатое культурно-историческое наследие.
В начале XX в. с видами и типами Кавказа начинают выпускать фотооткрытки. Видовые открытки этого времени составляли особую ветвь художественной культуры России, чему способствовало разрешённое в 1894 году частное производство бланков для так называемых открытых писем в стандарте Всемирного почтового союза1. Всякий город или крупный населённый пункт империи считал своим долгом издавать видовые открытки с местными достопримечательностями. Обширную фототеку составляли виды старых русских городов, выпускавшиеся как отечественными, так и иностранными издательствами.
Наряду с видовыми открытками в это время очень востребованы серии открыток с портретами актёров и актрис русского балета и театра, оперных певцов и певиц, со сценами из спектаклей, сыгравшие большую роль в популяризации театрального искусства. В основе их разноформатного тиражирования лежат снимки, выполненные в фотографической мастерской при Дирекции Императорских театров.
далее... Наибольшую известность в этом жанре получили работы К. Бергамаско (1830-1896), ещё в 1863 г. удостоенного звания Фотографа Императорских театров «с обязательством безвозмездно составлять для Дирекции архивный и справочный альбом из портретов артистов в костюмах из новых балетов и опер, представлявшихся на казённой сцене»2 . Выполненные им фотопортреты балерин Мариинского и драматических актрис Александринского театров отличались разнообразием, свидетельствующим об умении мастера находить художественные средства для адекватной передачи характера театральной роли, в которой представала портретируемая модель3.
Особое место в коллекции музея занимают фотографии членов семьи дома Романовых. Такие известные фотографы-профессионалы как, например, К. Бергамаско, С. Левицкий (1819-1898), К. Булла (1855-1929), совладелец фотоателье «К.Е. фон Ган и К» А. Ягельский (?-1916) не только создавали портреты «августейших особ», но освещали публичную жизнь царской семьи, чему способствовало наличие у них официального звания «поставщика и придворного фотографа», для получения которого необходимо было в течение 8–10 лет изготавливать карточки членов императорской фамилии. Уже со времени правления Александра II большинство фотографий царской семьи было предназначено для тиражирования в прессе, а позднее – на открытках. Всё это способствовало созданию художественного образа царствования династии Романовых, в том числе, последнего императора, жизнь семьи которого отражали не только парадные фотопортреты, но и «репортажные» кадры фотохроники.
Цитаты по:
1Рудченко В.М. Фотография // История русского искусства. – В 22 т. – Т.17: Искусство 1880-1890-х годов. М., 2014. С.361
2Указ.соч. С. 365.
3 Там же.
В начале XX в. с видами и типами Кавказа начинают выпускать фотооткрытки. Видовые открытки этого времени составляли особую ветвь художественной культуры России, чему способствовало разрешённое в 1894 году частное производство бланков для так называемых открытых писем в стандарте Всемирного почтового союза1. Всякий город или крупный населённый пункт империи считал своим долгом издавать видовые открытки с местными достопримечательностями. Обширную фототеку составляли виды старых русских городов, выпускавшиеся как отечественными, так и иностранными издательствами.
Наряду с видовыми открытками в это время очень востребованы серии открыток с портретами актёров и актрис русского балета и театра, оперных певцов и певиц, со сценами из спектаклей, сыгравшие большую роль в популяризации театрального искусства. В основе их разноформатного тиражирования лежат снимки, выполненные в фотографической мастерской при Дирекции Императорских театров.
далее... Наибольшую известность в этом жанре получили работы К. Бергамаско (1830-1896), ещё в 1863 г. удостоенного звания Фотографа Императорских театров «с обязательством безвозмездно составлять для Дирекции архивный и справочный альбом из портретов артистов в костюмах из новых балетов и опер, представлявшихся на казённой сцене»2 . Выполненные им фотопортреты балерин Мариинского и драматических актрис Александринского театров отличались разнообразием, свидетельствующим об умении мастера находить художественные средства для адекватной передачи характера театральной роли, в которой представала портретируемая модель3.
Особое место в коллекции музея занимают фотографии членов семьи дома Романовых. Такие известные фотографы-профессионалы как, например, К. Бергамаско, С. Левицкий (1819-1898), К. Булла (1855-1929), совладелец фотоателье «К.Е. фон Ган и К» А. Ягельский (?-1916) не только создавали портреты «августейших особ», но освещали публичную жизнь царской семьи, чему способствовало наличие у них официального звания «поставщика и придворного фотографа», для получения которого необходимо было в течение 8–10 лет изготавливать карточки членов императорской фамилии. Уже со времени правления Александра II большинство фотографий царской семьи было предназначено для тиражирования в прессе, а позднее – на открытках. Всё это способствовало созданию художественного образа царствования династии Романовых, в том числе, последнего императора, жизнь семьи которого отражали не только парадные фотопортреты, но и «репортажные» кадры фотохроники.
Цитаты по:
1Рудченко В.М. Фотография // История русского искусства. – В 22 т. – Т.17: Искусство 1880-1890-х годов. М., 2014. С.361
2Указ.соч. С. 365.
3 Там же.
-
Кавказские сцены
Т. Горшельт (Автор оригинала), И.K. Гоферт (Фотограф и издатель)
1872 г.
Инв.5799/РС -
Гора Тетнульд, вид из села Цвирши
Ермаков Д.И.
1890-е гг.
Инв.13417/PC -
Дорога в ущелье
Ермаков Д.И.
1890-е гг.
Инв.13436/PC -
Делижан
Ермаков Д.И.
1890-е гг.
Инв.13435/PC -
Озеро Чилдыр. Вид на остров из крепости
Ермаков Д.И.
1890-е гг.
Инв.13433/PC -
Транзитная дорога. Гогчинский подъем у перевала
Ермаков Д.И.
1890-е гг.
Инв.13432/PC -
Делижан. Общий вид
Ермаков Д.И.
1890-е гг.
Инв.13431/PC -
Делижан. Дорога
Ермаков Д.И.
1890-е гг.
Инв.13430/PC -
Промаберъ. Крепость
Ермаков Д.И.
1890-е гг.
Инв.13429/PC -
Транзитная дорога. Мост
Ермаков Д.И.
1890-е гг.
Инв.13426/PC -
Аргина. Ущелье
Ермаков Д.И.
1890-е гг.
Инв.13424/PC -
Ереван. Гора Арарат. Большой и малый
Ермаков Д.И.
1890-е гг.
Инв.13422/PC