Переносные органы
История создания переносных механических органов насчитывает несколько столетий. Историки разных стран до сих пор спорят о том, где и когда был придуман этот механизм и конструкция. Китайцы приписывают изобретение себе, упоминая легенду о том, что еще в VI веке до н.э. Конфуций целую неделю изучал странный механизм и наслаждался звучанием мелодий, полученных на «ребрах тигра» - металлических пластинах, издающих звуки разной тональности. Итальянцы называют отцом инструмента знаменитого мастера Джованни Барбери, утверждая, что даже французское наименование этого инструмента — "Оrgue do Barbarie", произошло именно от его имени. Голландцы, опираясь на ветхие чертежи конца XV века, настаивают на том, что подобные музыкальные механизмы появились на родине промышленной революции еще раньше. В России переносные органы больше известны под названием "шарманка".
далее...Истории появления этого названия связана с тем, что одной из первых и самых популярных мелодий, исполненных на этом инструменте, была французская песенка "Прекрасная Катрин" (Charmante Catherine). От нее и пошло название "шарманка", хотя иногда инструмент также называли и "катаринка". Интересно, что миниатюрные переносные органчики использовали не только для прослушивания музыки , но и как инструмент для обучения пению домашних декоративных птиц. От этого произошли еще два названия, которые сохранила для нас история: "дроздовка" (от французского "merlies") и "чижовка" (от французского "serinette").
С середины XVIII века переносные органы становятся популярными среди бродячих музыкантов, поскольку не требуют больших познаний в музыке и при этом вызывают неизменный восторг и интерес публики. Так как первые модели воспроизводили только одну мелодию, которая довольно быстро надоедала, инструмент постоянно усовершенствовался. На смену валикам из дерева или металла пришли перфорированные ленты, появились модели с язычковыми механизмами, изменялись возможности звучания. С конца XIX века все более популярными носителями для переносных органов становятся картонные или металлические диски, на которые записываются самые разнообразные мелодии, от традиционных полек и маршей, до оперных партий и городских романсов . Безусловно, что в истории музыкальной культуры переносные механические органы сыграли очень важную роль, ведь именно благодаря использованию этих инструментов, массовый слушатель смог узнать и полюбить музыкальные произведения, шагнувшие из дворцовых и церковных залов на улицы городов.
-
Орган настольный “Chautauqua” c заводной рукояткой и пограммным валиком
Autophone Company
1890-е гг.
Инв.649.1-3/ММП -
Орган настольный “Serinette”
Начало XIX в.
Инв.223/ММП -
Орган переносной “Harmonipan”, с рукояткой
Wilh. Holl, vorm. A. Holl&Sohn, Orgelbau
1950-е гг.
Инв.673.1-2/ММП -
Орган переносной “Harmonipan”, с рукояткой
Gavioli et Cie
Около 1870 г.
Инв.607.1-2/ММП -
Орган переносной язычковый, с рукояткой
Мастерская мастера Нечада
1909-1917 гг.
Инв.462.1-2/ММП -
Орган переносной язычковый “Meloton”, с рукояткой
John Cochi, Orgelfabrik
Около 1900 г.
Инв.249.1-2/ММП -
Орган уличный
Simon Robino (реставрация, программный вал)
1910-е гг.
Инв.1039/ММП -
Орган уличный
C. Baum, Hamburg — орган, Max Geweke Orgelbauer — программный вал
Около 1970 г.
Инв. 1638/ММП -
Орган уличный
Kolb & Söhne
1870 г.
Инв. 1667/ММП -
Орган переносной
Bacigalupo Söhne
1904-1945 гг.
Инв.27/ММП -
Орган переносной, с рукояткой
Kurt Niemuth, Bacigalupo Söhne
Около 1992 г
Инв.2532.1-2/ММП -
Орган переносной “HARMONIPAN”
Cocchi, Bacigalupo & Graffigna
1891 -1904 гг
Инв.1386/ММП