Часы-картина с автоматоном и музыкальным механизмом
Часы-картина с автоматоном и музыкальным механизмом
Франция
1870 г.
Maison Wurtel, E. Piéfort successeur: fabrique et magasin d'horlogerie
Дерево. картон, эмаль, сталь, латунь, стекло; позолота, литография, роспись, механические и столярные работы
75х58х22 см
Часы - картина – комбинация живописного изображения и настоящих часов, циферблат которых является частью сюжета, музыкального механизма и макета с автоматоном. Картина в деревянной раме с орнаментом, покрытой сусальным золотом, и стеклом, соединена крючками-застежками с деревянным корпусом, в котором размещены механизмы автоматона, часов и музыкальный механизм. На левой боковой стороне корпуса отверстие для завода механизмов, на нижней стороне расположены три кнопки включения механизмов и переключения мелодий. На картине изображен скромный интерьер парикмахерской с тремя антропоморфными обезьянами: клиентом и двумя мастерами. На неряшливых стенах объявления, картинка, гитара и надписи. Справа стол с инструментами, драпировкой и хлебом, за которым сидит мастер с расческой за ухом, расчесывает парик на болванке. Брадобрей с опасной бритвой в руке склонился над испуганным клиентом в мыльной пене, сидящим в кресле. В проеме двери виден городской пейзаж с церковью, деревом и домами под голубым небом. За открытой дверью у стены стоит шкаф с посудой. На стене слева виден циферблат часов белой эмали, с обозначением часов римскими цифрами, минутными делениями, двумя стрелками черного цвета, под циферблатом изображение маятника и трех гирь. Механизм часов маятниковый, с часовым боем и двумя пружинными двигателями, музыкальный механизм с программным валиком на шесть мелодий, звуковой гребенкой и пружинным двигателем. Каждый час звучит одна из шести мелодий, включается автоматон, у обезьян-мастеров двигаются головы и руки с инструментами, у клиента голова.
На программном валике закодированы шесть популярных в середине 19-го века мелодий, например: “Вальс Розита” (Valse Rosita) французского дирижера и композитора легкой музыки Louis-Antoine Jullien (23.04.1812–14.03.1860), первая публикация которой датирована 1840 годом, Мелодия увертюры оперы «Зельмира» итальянского композитора Джоаккино Россини (29.02.1792-13.11.1868), премьера которой состоялась в 1822 году и другие.
Инв.1791/ММП