Автоматон музыкальный "Юноша, играющий на флейте"
Автоматон музыкальный "Юноша, играющий на флейте"
Франция, Париж
Около 1879 г.
Jean Roullet
Дерево, металл, ткань, стекло; резьба по дереву, роспись, шитье
В.183 см
На шильдике: “Jouets et Tabletteries, Maison Simonne, Passage Delorme, Rue de Rivoli, 188”. На валу: “Les Cloches de Cornville”,” Mme. Favart”, “La Carmago”, “La Fille du Regiment”
Автоматон “Юноша, играющий на флейте” исполнен в виде фигуры темнокожего юноши, стоящего у высокого пня на круглой подставке из искусственного мрамора с полированными ободками золотистого цвета по краям, Верхняя часть подставки покрыта темно-зеленым бархатом. У музыканта голова из папье-маше, черная кожа, пухлые красные губы, полуоткрытый рот с двумя рядами зубов, карие стеклянные глаза с подвижными веками, темные курчавые волосы, скрещенные босые ноги. Он одет в сорочку из золотистого атласа с бантом, костюм из зеленого бархата, воротник, манжеты, пояс и передник из броката с отделкой из металлической канители. В руках - деревянная флейта. На пне шильдик магазина игрушек Maison Simonne, который находился в Passage Delorme на улице Rue de Rivoli, 188.
Управляющий механизм с восемнадцатью кулачками и музыкальный органный механизм с программным валиком на четыре мелодии, двенадцатью деревянными трубами, мехом и пружинным приводом, размещены в туловище, с рукояткой для завода и рычажком включения/выключения механизмов на левой боковой поверхности.
При включении механизма звучит мелодия, музыкант наклоняет голову к флейте, пальцы двигаются, закрывая поочередно отверстия флейты, голова наклоняется и поворачивается слева направо, глаза моргают. В конце каждой из четырех мелодий (Корневильские колокола, Мадам Фаварт, Кармаго и Дочь полка), он делает паузу, смотрит вверх, вокруг, а затем склоняет голову и продолжает «играть».
Черный флейтист (Black Flautist) появился как № 1 в самом раннем каталоге фирмы Жана Рулле (Jean Roullet), напечатанном в 1878 году, по значительной цене 1000 франков. Для сравнения, его механические животные стоили от 4 до 9 франков, а большинство фигур - автоматов менее 100 франков. Возможно, прообразом автоматона была модель флейтиста Александра Тероуда (Alexandre Théroude), , который взял патент No. 73504 в октябре 1866 для автомата с музыкой, представленной миниатюрным органным механизмом, скрытым в туловище. Mодель Александра Тероуда представляла собой мальчика-пастуха классического вида. Посетитель Парижской выставки 1867 года описал экспозицию Тероуда, напоминающую скалу, на которой "…почти в натуральную величину сидит пастух и играет на флажолете, движение пальцев которого прекрасно прикрывает отверстия инструмента....Другая похожая фигура, черный флейтист, находится немного ниже. Его поза естественна, даже изящна, а движения головы и пальцев удивительно реалистичны".
Жан Рулле также был участником Парижской выставки 1867 года, на которой его работы были отмечены бронзовой медалью. Фирма Рулле, основанная им в 1866 году, с 22 ноября 1889 года стала называться Roullet & Decamps.
Датировка настоящего автоматона произведена по времени появления музыкальных произведений, мелодии которых записаны на программном валике: первое исполнение оперы Робера Плакета «Корневильские колокола» (Les Cloches de Cornville) состоялось 19 апреля 1877 года, первое исполнение оперетты Жака Оффенбаха «Мадам Фаварт»(Madame Favart) - 28 декабря 1878 года.
Инв.1990/ММП