Автоматон музыкальный "Девушка, играющая на свирели"
Автоматон музыкальный "Девушка, играющая на свирели"
Франция, Париж
Около 1879 г.
Jean Roullet
Дерево, металл, ткань, стекло; резьба по дереву, роспись, шитье, механические работы
В. 183 см
На валике: “La Donna Immobile”,” Les Fauvelles”, “Soix de la Brise”, “Martha”
Музыкальный автоматон в виде фигуры темнокожей девушки, стоящей у высокого пня на круглой подставке из искусственного мрамора с полированными ободками золотистого цвета по краям, Верхняя часть подставки покрыта темно-зеленым бархатом. У девушки голова из папье-маше, черная кожа, пухлые красные губы, полуоткрытый рот с двумя рядами зубов, карие стеклянные глаза с подвижными веками и ресницами, темные курчавые волосы, в ушах серьги, на голове – монисто. В руках - деревянная свирель, босые ноги скрещены. Она одета в блузку из алого шелка с бантом и галстуком, на воротнике- стойке и манжетах - тесьма золотистого цвета, юбка и жилет из броката с бахромой и отделкой из металлической канители, пояс с орнаментом из металлической канители и стеклянных бусинок. Управляющий механизм с двенадцатью кулачками и музыкальный органный механизм с программным валиком на четыре мелодии, двенадцатью деревянными трубами, мехом и пружинным приводом, размещены в туловище, с рукояткой для завода и рычажком включения/выключения механизмов на левой боковой поверхности.
При включении механизма звучит мелодия, девушка поднимает руки со свирелью ко рту, голова поворачивается из стороны в сторону, наклоняется, глаза моргают. В конце каждой из четырех мелодий из оперы Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) Риголетто, написанной в 1850-1851 годах (La Donna Immobile, Les Fauvelles, Soix de la Brise and Martha), она делает паузу, смотрит вверх, вокруг, а затем наклоняет голову и продолжает «играть».
Инв.1989/ММП