Автоматоны

Автоматон музыкальный «Бродячий кукольник»

    Автоматон музыкальный «Бродячий кукольник»

    Швейцария, Сент-Круа

    Около 1970 г.

    Camus

    Папье-маше, дерево, металл, ткань, картон; шитье, механические работы, роспись

    В. 75 см

    На наклейке на дне подставки: “Automate créé par CAMUS”, “FAIT MAIN”, “Le Pierrot Musical”, “9, rue Centrale CH – 1450 Sainte-Croix”, “E-Mail: pierrotmusical@bluewin.ch”.

    далее...


    На восьмиугольной, оклеенной сверху красным бархатом, установлен автоматон в виде фигуры бродячего кукольника, шагающего с кукольным театром за плечами. На кукольнике длинный жилет из ткани в ромбик с мелкими пуговицами и короткие  бархатные панталоны желтого цвета с атласными  манжетами на пуговицах. На шее волнистый воротник и ажурное жабо. Поверх жилета надето пальто из тёмно-красной материи с атласной фиолетовой подкладкой, вставками по бокам и отворотами на широких рукавах. Широкополая шляпа с цветными перьями изготовлена из той же материи, что и пальто.  На ногах коричневые матерчатые башмаки с отворотами. Голова и кисти рук выполнены из папье-маше, брови, глаза и ресницы нарисованы. На правой руке кукольника перчаточная кукла Гиньоля, главного персонажа уличных кукольных театров французского города Лиона. В левой руке кукольник держит трость с круглым набалдашником. За плечами артиста ширма – будочка в виде деревянного ящика с театральным порталом – сценой. Ширма украшена красной тесьмой и резными накладками. На передней стороне приклеена афишка представления на французском языке, на боковых сторонах висят буклеты. Задняя стенка оклеена с обеих сторон золотистой кожей. На сцене другой персонаж, отставной солдат с пышными седыми усами и буклями, в синей треугольной шляпе. На  верхней стороне подставки встроенный заводной ключ с кольцом, на левой боковой стороне поворотная рукоятка пуска - останова. При включении механизма фигура приходит в движение. Правая рука с куклой поднимается, левая опускается, левая нога отходит назад. Затем левая рука поднимается, правая опускается, нога возвращается на место. Голова поворачивается из стороны в сторону. Действия сопровождаются звуками музыкального механизма с валиком и звуковой гребёнкой.
    В начале прошлого столетия во французском перчаточном театре появился герой, не только разделивший славу Полишинеля, но, пожалуй, даже превзошедший ее. Имя этого героя – Гиньоль (Guignol). Его создателем был лионский ткач Лоран Мурге (Laurent Mourguet). Во время Великой французской революции все фабрики закрылись, и молодой Мурге остался без работы. Обзавелся перчаточными куклами и стал ходить с ширмой-будочкой, играя уличные представления. Героем его первых спектаклей был Полишинель. В какой-то момент на его ширме появилась кукла, изображавшая лионского ткача. И так как этот персонаж был ближе и интересней лионцам, то очень скоро он занял в представлениях место Полишинеля. Точная дата рождения Гиньоля не выяснена, вероятно, это произошло в самом начале XIX века. Имя Гиньоля становится во французском языке нарицательным: до сих пор, и не только во Франции, но во всей Западной Европе, "гиньолем" называют перчаточную куклу.

    свернуть...

    Инв. 1394/ММП