Автомат музыкальный “Concerto – Orchestrion No 6M”
Автомат музыкальный “Concerto – Orchestrion No 6M”
Германия, Лейпциг
Около 1900 г.
Hupfeld, Ludwig, A.G., Юлий Генрих Циммерман - торговый дом
Дерево, металл, сталь, ткань, зеркало; литьё, столярные работы, фанерование, лакирование,заводское производство, токарная обработка
200 х 73 х 60 см, 80 кг
На шильдике: «ЮЛIЙ ГЕНРИХЪ ЦИММЕРМАНЪ», «С. ПЕТЕРБУРГЪ МОСКВА ЛЕЙПЦИГЪ ЛОНДОНЪ», на панели около рычажков и кнопки: “Mandoline”, “Fortissimo”, “Piano”, “Forte”, “Arrêteur”, на верхнем торце нижней дверцы: “11634”.
Музыкальный автомат в вертикальном деревянном, с двумя отделениями, фанерованном шпоном ореха, корпусе. Верхнее, большее, отделение закрывается дверцей с зеркалом, нижнее отделение закрывается филенчатой дверцей. Над зеркалом металлический шильдик торгового дома Юлия Генриха Циммермана. Фасад декорирован по периметру вертикальными и горизонтальными рифлёными деревянными накладками. В верхнем отделении расположен музыкальный механизм с программной картонной перфолентой, приводимый в действие воздушным тепловым двигателем. Музыкальный механизм состоит из набора металлических струн, натянутых на чугунную раму, привинченную к вертикальной деревянной деке, системы из 30 молоточков, связанных с чувствительными рычажками, и тракта для перфоленты. На правой стороне корпуса находится рукоятка ручного привода музыкального механизма и панель чёрного цвета с тремя рычажками, изменяющими громкость и характер звучания инструмента, и кнопкой останова. Тепловой двигатель установлен на полке в нижнем отделении, под полкой находится металлическая чашка нагревателя на фарфоровом основании. Двухцилиндровый двигатель имеет два одинаковых маховика, один из которых связан с музыкальным механизмом круглым резиновым пассиком. Перфолента на 30 нот, сложенная в виде книги, лежит на верху музыкального механизма, конец ленты опускается вниз и прижимается планкой к чувствительным рычажкам и ведущим валикам. Валики приводятся во вращение двигателем и протягивают ленту, рычажки попадают в отверстия ленты и позволяют молоточкам ударять по струнам в нужном порядке. В комплект входит три программных перфоленты.
Впервые музыкальный автомат с аналогичным механизмом под названием “Piano Melodico” был запатентован итальянским мастером Джованни Ракка (Giovanni Racca) в 1886 году. Инструмент выпускался в двух вариантах – малый, с диапазоном 48 нот, и большой, с диапазоном 74 ноты. Вскоре Джованни Ракка заключил лицензионное соглашение с немецким производителем Вильгельмом Шпате (Wilhelm Späthe), который в 1889 году выпустил в продажу уменьшенный до 30 нот вариант инструмента под названием “Pianophon”. Аналогичные модели предлагались различными производителями и дилерами по всей Европе. Подобная вертикальная конструкция инструмента с некоторыми конструктивными отличиями была популярна на рубеже веков и присутствовали в каталогах Джованни Ракка, Эрнста Хольцвайссига (Ernst Holzweissig) и Людвига Хупфельда (Ludwig Hupfeld A.G.) и др. В 1900 году Хупфельд предлагал свой вариант под маркой «Concerto – Orchestrion». Выпускалось несколько вариантов, в том числе Style 11, с колокольчиками, барабаном и треугольником, и Style 6, то же, но без ударных. Инструменты могли быть оснащены тепловыми, с индексом М, или электрическими, с индексом Е, двигателями.
Музыкальный носитель: перфорированная лента.
Инв.2273/ММП