Панорама Невского проспекта. Правая, теневая сторона
Панорама Невского проспекта. Правая, теневая сторона
Россия, Санкт-Петербург
1830 г.
Автор акварели: В.С. Садовников. Литограф: И. Иванов. Издатель: А.М. Прево
Бумага; литография, акварель
743 х 27 см
О выходе в свет панорамы-литографии Невского проспекта было объявлено в «Литературной газете» № 15 за 1830 год: «”Панорама Невского проспекта”. Под сим названием г. Прево, смотритель выставки произведений русских художников, издаёт ряд литографированных картинок, представляющих церкви, дома и другие памятники зодчества, находящиеся на Невском проспекте на протяжении от Аничкова дворца до Адмиралтейства. Картинки сии, склеенные вместе, составляют свиток или бумажную ленту около десяти аршин длиною и шесть вершков шириною для одной, и столько же для другой стороны Невского проспекта…».
далее...
Автором акварельного оригинала был крепостной художник Василий Семёнович Садовников (1800-1879), основу художественного образования которого составили самостоятельные занятия, копирование с акварелей и литографий, зарисовки с натуры архитектуры и стаффажа. В 1837 г., после смерти Н.П.Голицыной, он получает освобождение от крепостной зависимости, а в начале 1838 г. Совет Академии художеств присуждает ему звание неклассного художника.
Первая часть Панорамы Невского проспекта (правая, теневая сторона), была исполнена за семь лет до присуждения В. Садовникову звания художника. Выход второй части Панорамы (левой, солнечной стороны, охватывающей местность от Дворцовой площади до Аничковского моста) задержался до 1835 года. Издателем Панорамы выступил А.М. Прево (1801-1867) – комиссионер Общества поощрения художников и смотритель его постоянной выставки-продажи. Литографами выступили однофамильцы Ивановы. Первая часть выполнена литографом И.Ивановым, о котором почти ничего не известно. Вторую часть выполнял П.Иванов – рисовальщик и литограф при Военной типографии в Петербурге. Современники отмечали точность и изящество Панорамы, покупая её для украшения своих домов или в подарок друзьям и родным. Например, Н.В. Гоголь в 1836 г. послал её из Петербурга домой своей матери.
См.: Котельникова И.Г., Денисов Ю.М. Панорама Невского проспекта В.С. Садовникова. Л., 1974.
На горизонтальной плоскости, лентой непрерывного фриза, дано панорамное изображение правой, теневой стороны Невского Проспекта, охватывающее местность от здания Кабинета Его Императорского Величества до Исаакиевской площади, включая Аничковский дворец, Александринский театр, Императорскую Публичную библиотеку, Гостиный двор, Городскую думу, Казанский собор, Строгановский дворец и Полицейский мост. Фронтально изображённые на панораме фасады домов отображают развёртку застройки проспекта второй половины 1820-х гг., запечатлев все "новейшие" изменения в его облике. Изображение архитектурного пейзажа дополнено многочисленными стаффажными фигурками городских жителей и уличными сценками, придающими естественность и живость панораме. В изобразительном контексте панорама отличается тщательностью передачи архитектурных сооружений, городских типажей, мелких многочисленных деталей ( например, вывесок многочисленных магазинов, контор, аптек), делая её «весьма ценным документом эпохи».
СОДЕРЖАНИЕ ПАНОРАМЫ (слева направо).
Начинается Панорама зданием, известным как «Кабинет Его Императорского Величества», сооруженным в 1805 г. по проекту архитектора Дж.Кваренги. Первоначально спроектированное как торговый корпус, на первом этаже которого размещались лавки, на втором – жилые помещения, в 1809 г. здание было отдано для нужд дворцового ведомства, для так называемого «императорского кабинета», в связи с чем оно было перестроено архитектором Л.Руска (фрагмент 01/14).
Далее изображён один из императорских дворцов Петербурга - Аничковский дворец, строительство которого в 1741 г. начал архитектор М.Г.Земцов, а закончил в 1751 г. Ф.Б.Растрелли. Задуманный и осуществлённый первоначально в формах раннего барокко, дворец уже в 1817 г., благодаря многочисленным переделкам архитекторов Старова, Руска и Росси, утратил свой первоначальный вид. Таким он предстаёт на Панораме В. Садовникова (фрагмент 02/14).
Два садовых павильона (1816-1818), замыкающие территорию дворцового сада (фрагмент 02/14 – 3/14), построены архитектором К.Росси, автором ансамбля площади перед Александринским театром, расположенным следом за Аничковским дворцом. Композиционным центром площади, варианты которой разрабатывались К.Росси на протяжении 1816-1827 гг., стал новый театр (1828-1832), на сцене которого шли не только драматические, но оперные и балетные спектакли. Здесь была осуществлена первая постановка «Ревизора» Н.В. Гоголя, показаны «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, многие пьесы И.С.Тургенева и А.Н. Островского (фрагмент 03/14).
Почти одновременно с театром, в 1828-1834 гг. К. Росси было возведено расположенное справа здание Публичной библиотеки, воспринимаемое в единстве с более старым её объёмом, стоящим на углу Невского и Садовой улицы (архитектор Е.Т.Соколов, 1796-1801), и своим скруглённым фасадом удачно оформляющим этот участок проспекта. В библиотеке работали И.А. Крылов, переводчик «Илиады» поэт Н.И.Гнедич, поэты А.А.Дельвиг и В.Ф.Одоевский, критик В.В.Стасов (фрагменты 03/14-04/14).
Продолжает Панораму Невского проспекта изображение Гостиного двора, первоначальный проект которого, разработанный в 1757 г. архитектором Ф.Б. Растрелли, отличался богатством декоративного убранства. Но, несмотря на то, что он был утверждён императрицей Елизаветой Петровной, купечество не пошло на «великое отягощение капитала», как называлось в документах осуществление дорогостоящей постройки. С 1761 по 1785 г. ведётся строительство Гостиного двора уже по проекту архитектора Ж.-Б.Валлен-Деламота, отказавшегося от пышности и декоративности барочных форм, возведя здание в классицистическом стиле (фрагмент 04/14-05/14).
Далее расположены шестиколонный портик с треугольным фронтоном (архитектор Л.Руска, 1802-1806 гг.) и высокая башня (архитектор Д.Феррари), надстроенная в 1825 году на месте частично разобранных Серебряных рядов (Дж.Кваренги, 1784-1787). Первоначально башня использовалась для передачи сигналов оптического телеграфа из Зимнего дворца до Царского Села и Варшавы, а с 1840-х гг. она превращена в каланчу. В здании Серебряных рядов располагалась Городская дума, большой зал которой со второй половины XIX в. использовался для концертов и литературных вечеров (фрагмент 06/14).
Слева от Казанского собора, в угловом доме по Невскому проспекту жил архитектор А.Н.Воронихин, бывший крепостной графов Строгановых. По его проекту здесь же, на месте снесённых частновладельческих строений и каменной церкви Рождества Богородицы (1733-1737, архитектор М.Г.Земцов), в 1801-1811 гг. возводился Казанский собор, органично связанный с проспектом грандиозной, широко раскинутой полукругом колоннадой. В 1813 г. в соборе был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов. Здесь долгое время находились знамёна побеждённой наполеоновской армии и ключи от городов и крепостей, завоёванных русскими войсками (с 1914 г. основанная часть военных реликвий была передана в ГИМ; фрагмент 07/14).
Справа от собора, на углу Казанской площади и Невского проспекта изображён дом для священнослужителей, входивший в комплекс Казанского собора. Построенный в 1813-1816 гг. В.П.Стасовым, своей строгостью и сдержанностью архитектурных форм он создаёт логичный переход парадной площади в рядовую застройку проспекта. На первом этаже этого дома находился магазин фарфоровых изделий Батениных, славившиеся «чистотою и добротою», а также умеренными ценами (фрагмент 08/14).
Далее из сохранившегося до настоящего времени архитектурного сооружения, зафиксированного на Панораме, необходимо отметить дворец графа С.Г.Строганова (1752-1754 гг., Ф.Б.Растрелли). Построенный в стиле барокко, дворец был несколько видоизменён в 1790-х годах архитектором А.Н. Воронихиным, перенёсшего, в частности, главный вход дворца со двора на Невский проспект. В начале XIX в. домом владел А.С. Строганов, известный коллекционер и президент Академии художеств (фрагмент 09/14).
Рядом с дворцом Строганова на Панораме изображён мост через Мойку, с 1777 г. называющийся Полицейским (из-за близости к дому генерал-полицмейстера на противоположной стороне Мойки, а также к зданию Главной полиции). Сооружённый в 1720 г., он был первоначально подъёмным, деревянным, окрашенным в зелёный цвет, и назывался «Зелёным». В 1806-1808 г. по проекту инженера и архитектора В.И.Гесте деревянный мост был заменен чугунным, оригинальной конструкции, первым из однотипных сооружений такого рода, позднее широко распространённых в Петербурге (фрагмент 10/14).
На протяжении всего Невского проспекта, от Аничковского дворца до Полицейского моста, с перерывом у Казанского собора, на Панораме изображены маленькие деревца, украшавшие проспект до 1841 г. Эти пятьсот деревьев были посажены вдоль тротуаров в 1819 г., заменив посадки, существовавшие на Невском с 1800 года, когда в центре проспекта, по насыпи, проходил украшенный с двух сторон липками бульвар.
Рядом с Полицейским мостом расположен сохранившийся до настоящего времени дом, в XVIII в. принадлежавший полицмейстеру Н.И.Чичерину. В начале XIX в. его приобрёл «именитый мещанин» А.С.Коссиковский, чьи инициалы «А.К.» видны на угловых полукруглых фронтонах здания. Построен этот дом на месте сооружённого в 1755 г. Ф.Б. Растрелли деревянного дворца императрицы Елизаветы Петровны. В «Доме с колоннами» – так назывался дом Коссиковского в 30-х годах XIX в., до 1826 г. находился ресторан «Talon», который упоминал А.С. Пушкин в своём романе «Евгений Онегин», а также помещались типография и книжная лавка А.И.Плюшара – издателя первого русского энциклопедического словаря. Во второй половине XIX-начале XX в. в этом доме, называемом в тот период «Залом благородного собрания», выступали М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев (фрагмент 10/14).
Далее (правее) на Панораме изображены несколько домов, из которых сейчас существует лишь один – с треугольным фронтоном и балконами, построенным в первой четверти XIX в. в строгих формах классицизма (арх. В.И.Беретти, сейчас - дом № 13). В этом доме у своего приятеля А.П.Завадского жил А.С.Грибоедов, по преданию, написавший здесь некоторые сцены своей комедии «Горя от ума» (фрагмент 11/14).
Заканчивается правая, теневая сторона Панорамы изображением Адмиралтейства с центральной башней, увенчанной шпилем. Заложенное в 1704 г. и являвшееся вначале одновременно крепостью и верфью, Адмиралтейство дважды изменялось: в 1732-1738 гг. И.Коробовым, а в 1806-1823 гг. А.Захаровым. На Панораме оно изображено уже во второй перестройке. Около Адмиралтейства со стороны проспекта находился бульвар из двух рядов невысоких лип. Он возник в 1817 г., после того, как засыпали ров и сняли валы, окружавшие прежнюю постройку. В глубине Адмиралтейской площади, ставшей с 1820-х гг. местом народных гуляний на масленую и пасхальную недели, видны здания Сената и Синода (К.Росси, 1829-1834) и Коногвардейского манежа (Дж.Кваренги, 1804-1807); несколько левее возвышается Исаакиевский собор (О.Монферран, 1818-1858).
Сенат и Исаакиевский собор к моменту создания Панорамы ещё не были достроены. В. Садовников изобразил их на рисунке завершёнными, чтобы не нарушать гармонии торжественного вида центра Петербурга (фрагмент 14/14).
Инв.0542/ИЗО