Русская эмаль

Портбукет (держатель для цветочных букетов)

    Портбукет (держатель для цветочных букетов)

    Россия, Санкт-Петербург

    Последняя четверть XIX века

    Серебро; эмаль по скани, скань, канфарение, золочение

    В.16 см

    Клейма: "КК"; герб Санкт-Петербурга, "84".

    далее...

    Портбукет  в виде серебряной воронки с закрытым нижним концов, на трёх складных ножках. Вся поверхность портбукета и ножек декорированы расположенным на канфарённом фоне стилизованным эмалевым по скани растительным узором в русском стиле, состоящим из восьмилепестковых цветов, листьев и завитков. Колорит эмалей строится на сочетании оттенков красных, бирюзовых, зелёных, синих, белых, лиловых цветов.

    свернуть...

    Портбукет (франц. port-bouquet, от porte – носить, bouquet – букет) – специальное приспособление для сохранения небольшого букета живых цветов, состоявшее из воронки с припаянной к ней капсулой, в которую наливалась вода и опускались стебли цветов. Ещё в XVIII веке непременным атрибутом дам на великосветских балах были букеты цветов, выполненные из драгоценных камней. В 1797 г., во время коронации Павла I, молодая великая княгиня Елизавета Алексеевна, супруга будущего императора Александра I, желая дополнить свой туалет, искусно прикрепила свежие розы к алмазному цветку, бывшему у нее на груди. Такая "вольность" вызвала протест новоявленной императрицы Марии Федоровны, которая схватила розу и бросила её на пол. Спустя двадцатилетие, в июле 1817 г., великая княгиня Александра Фёдоровна, в день своей свадьбы с будущим императором Николаем I повторила опыт Елизаветы Алексеевны, прикрепив к поясу с бриллиантами одну живую розу. Этот «жест» (т.е. сочетание бриллиантов с живыми цветами), воспринятый при Дворе вполне благожелательно, впоследствии будет соответствовать вкусам XIX века, и дамы начнут искать способы более длительного сохранения живых растений в причёске, на платье или в бальном букете. И если поначалу с целью сохранения влаги стебли цветов оборачивали тканью, то уже в 1850-х годах режиссёр Императорских театров Н.И.Куликов сообщал об удивительном подарке актрисам – букетов цветов, вставленных в золотые ручки с бриллиантовыми кольцами на золотой цепочке. См.: Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII–XX веков: Словарь (История. Терминология. Предметный мир). СПб., 2003. С.287-288.

    Инв.2466/ДПИ