Эмаль

Поднос

    Поднос

    Россия, Великий Устюг

    Вторая половина XVIII в.

    Медь; эмалевый лак, эмаль поливная с накладкой.

    15,1 х 19,7 см

    Своеобразным и неповторимым явлением в эмальерном искусстве середины - второй половины XVIII в. было творчество мастеров Великого Устюга, где искусство финифти (т.е. эмали) процветало уже в XVII в. Изделия, сплошь покрытые синей, голубой, зелёной, а чаще всего белой эмалью, украшенные вытесненными по матрице накладками, нередко покрытыми цветным эмалевым лаком желтого, зелёного или красно-фиолетового цветов, составляющими разнообразные узоры и миниатюрные силуэтные изображения являлись своего рода визитной карточкой мастеров. Особое место занимают изделия финифтяной и черневой фабрики купцов Афанасия и Степана Поповых, существовавшей в Великом Устюге с 1761 по 1776 гг. На ней трудилось свыше тридцати мастеров, которые и после закрытия фабрики в результате пожара продолжали выполнять заказы, работая дома. Несоблюдение указа сената об обязательном клеймении изделий зачастую не позволяет отнести тот или иной предмет к фабрике Поповых, хотя принадлежность его мастерам Великого Устюга не вызывает сомнений (См.: Русская эмаль XII-начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. Л., 1987).

    далее...

    Поднос прямоугольный, на четырёх ножках, с приподнятыми бортами со ступенчатым краем и скошенными углами, сплошь покрытый белой эмалью с "вплавленными" в неё вытисненными по матрице накладками. В центре подноса - изображение двуглавого орла под короной, со скипетром и державой. С четырёх сторон оно (изображение) "обрамлено" повторяющимися композициями с антикизирующим сюжетом (сидящие мужская и женская фигуры, одна из которых держит лавровый венок, в окружнии двух орлов). По углам расположены изображения канделябров. Металлические накладки покрыты эмалевым лаком желтого, зелёного, синего и красно-фиолетового цветов.

    свернуть...

    Инв. 1357/ДПИ