Русская эмаль

Шкатулка «Сова»

    Шкатулка «Сова»

    Франция, Париж

    1908 г.

    Тенишева М.К.

    Бронза, эмаль, кабошоны; литьё, эмаль выемчатая, патинирование

    В. 15,5 см

    На шкатулке: монограмма М. Тенишевой - "МК", дата - "1908", цифра - "6".

    далее...

    Небольшая объёмная бронзовая стилизованная фигурка "Cова" сделана в виде декорированной выемчатой эмалью шкатулки, нижняя часть которой представляет собой постамент в форме прямоугольника. Верхняя часть шкатулки - съёмная крышка - сделана в виде головы птицы с большими глазами-кабошонами, с распахнутыми крыльями и низко опущенным хвостом. Грудь птицы, крылья, голова, спина и хвост украшены стилизованным геометрическим орнаментом, заполненным эмалями черного, оранжевого, синего, зелёного, белого и голубоватого цветов. Синей эмалью «очерчены» глаза совы.
    Шкатулка "Сова" является частью серии из семи фигур, названных Н.К. Рерихом "Заклятое зверьё" и изображающих "Рыбу", "Лебедя", "Кота", "Голубя", "Свинью", "Сову" и "Петуха". Шесть фигурок придуманы как шкатулки и одна из них, "Лебедь", как пресс-папье. Каждая фигурка имеет не только клеймо М.Тенишевой – «МТ» и год создания – «1908», но дополнительную цифру от "1" до "7", которая, вероятно, могла обозначать её порядковый номер. Данная серия была создана в 1908 г. княгиней М.Тенишевой в парижской мастерской. Небольшие объёмные бронзовые фигурки были отлиты в технике «cire perdue» и покрыты выемчатой эмалью разных тонов. Тенишева неоднократно демонстрировала их на художественных выставках в Париже, Лондоне, Праге, Брюсселе.
    В 1909 г. Н.К. Рерих в своей статье «Заклятое зверье (эмали кн. М.К.Тенишевой)" писал, что обращаясь к эмальерному делу, «…вспоминая о далёкой колыбели эмали, о Востоке, хотелось…сделать что-то более фантастичное, более связующее русское производство с его глубокими началами. Около понятий о Востоке всегда толпятся образцы животных: зверье, заклятое в неподвижных позах…Этот мир, ближайший человеку, вызывал особенные мысли о сказочных звериных образах. Фантазия с отчетливостью отливала изображения самых простейших животных в вечных, неподвижных формах, и могучие символы охраняли всегда напуганную жизнь человека… Тенишевой захотелось старинным мастерством захватить старинную идольскую область домашнего очага. Вызвать к жизни формы забытых талисманов, посланных богинею благополучия охранять дом человека. В наборе стилизованных форм чувствуется не художник – анималист, а мечтания о талисманах древности» (цит. по: Озер Д. Мир эмалей княгини Марии Тенишевой. М., 2004. С. 120-121).

    свернуть...

    Инв.3983.1-2MC695/ДПИ