Табакерки и портсигары

Портсигар

    Портсигар

    Россия, Москва

    1879 г.

    Предприятие по производству золотых и серебряных изделий Марии Адлер

    Серебро; эмаль выемчатая, эмаль расписная, резьба, золочение

    10.0 х 7.5 х 2.2 см

    Клейма: "ADLER"; "А.К /1879", "88", герб Москвы; городское Москвы с цифрой пробы "88".

    далее...

    Портсигар серебряный, внутри позолоченный, прямоугольной, со скруглёнными сторонами формы, с двумя отделениями - для папирос (большое) и спичек (маленькое, с торцевой стороны), с двумя откидными крышками, одна из которых имеет специальную пластину для зажигания. Гладкая поверхность портсигара украшена выдержанными в «русском стиле» эмалевыми рисунками: на верхней откидной крышке -  выполненным по фотографии В. Каррика 1870-х гг. живописным изображением крестьянки Тульской губернии и размещённой ниже трёхчастной мифологической композицией на тему «Василиск»; на дне - стилизованным архитектурным мотивом в виде фасада крестьянской избы. В задней стенке портсигара имеется отверстие с фитилём.

    Василиск - мифическое зооморфное существо: змей-петух. Согласно народным поверьям, Василиск появляется из петушиного яйца, является хранителем кладов, разновидностью домового духа. По преданию, петух может снести яйцо раз в сто лет. И если девушка будет носить это яйцо в течение шести недель под мышкой, то из него вылупится Василиск и станет подвластным этой девушке, будет приносить ей богатство и предвещать судьбу.

    Символический образ Василиска тематически согласован с центральным изображением молодой замужней женщины или, вероятнее всего девушки, давшей согласие на свадьбу, о чём свидетельствует её праздничный наряд, основным элементом которого является «бабья понёва» - поясная одежда, надевавшаяся поверх белой холщовой рубахи. По обычаю, первое надевание «понёвы» отличалось особой торжественностью. В дом к «просватанной» девушке съезжались все её родственники. Мать невесты, держа понёву в руках, предлагала прыгнуть в неё стоящей на лавке дочке: «Прынь, дитятко, прынь милая, в вечный хомут, в бабью поневу». Дочь отвечала: «Хочу - прыгну, а хочу - не прыгну». «Прыжок» девушки в поневу означал её согласие на свадьбу.

    свернуть...

    Инв.435/ДПИ