Русское стекло и керамика

Стакан с портретом императора Николая I

    Стакан с портретом императора Николая I

    Россия, Санкт-Петербург

    1920-е гг

    Императорский стеклянный завод

    Хрусталь прозрачный бесцветный, паста; алмазная грань, шлифовка, резьба, камеоинкрустация (сульфиды, кристаллокерамика)

    Высота 9.8 см, диаметр 7.6 см

    далее...

    Стакан из бесцветного прозрачного хрусталя цилиндрической формы, на шестилепестковом основании. Тулово обработано шлифовкой в виде плоских вертикальных граней и разделено на прямоугольные сегменты вертикальными и горизонтальными рифлёными резными поясами; дно с тыльной стороны декорировано широкими рифлёными поясами и гранью «простой алмаз». Гранью «простой алмаз» обработаны прямоугольные сегменты нижней части тулова. В верхней части стакан декорирован пятью гладкими полуовальными рельефами, украшенных по центру «простым алмазом». По центру, в пространстве между верхними рельефами, помещён прямоугольный, со скошенными углами, резерв с профильным портретом императора Николая I, обращённого вправо, выполненный из белой пасты в технике камеоинкрустации по медали В.Е. Алексеева 1826-го года.

    «Камеоинкрустацией» (др. названия - «сульфиды», «кристаллокерамика») называют технологию «вплавления» белой пасты в стеклянную или хрустальную массу, которая была изобретена в Богемии в середине XVIII века. Белые рельефы изготавливались из различных материалов - бисквита, алебастра, керамической пасты, гипса, молочного стекла. Стеклянные предметы с камеоинкрустацией появляются в России не ранее 1820-х гг. Их изготавливали малыми сериями или штучно «к случаю» - памятным датам, историческим событиям, в качестве подарков и сувениров. Раннее всего они создавались на Императорском стеклянном заводе, позже - на предприятии Бахметевых и заводах Мальцовых.

    свернуть...

    Инв.12831/ДПИ