Органы

Секретер музыкальный с органом “Beethoven”

    Секретер музыкальный с органом “Beethoven”

    Австро-Венгрия, Вена

    1810-1815 гг.

    Franz Egidius Arzt, Joseph Arzt

    Дерево, метал, холст, бронза, кетгут, кожа; столярные и механические работы, полирование, живопись, литье, золочение

    191x108x61 см

    Гравировка на плате механизма: “Egittus Arzt in Winn”. Рукописные надписи черными чернилами на торце программного вала: “Battaglia”, “da cambiarsi”, “di vittoria-”, “di Beethofen-”, “colla Preghiera a Dio p il Re”, красным карандашом: стилизованный символ “6”.

    далее...

    Секретер в стиле венского ампира в прямоугольном деревянном корпусе, облицованном шпоном ясеня и черненого дерева, со скошенными вертикальными ребрами, арочным фронтоном, на четырех стойках пирамидальной формы с подвижными опорами. На лицевой стороне фронтона – декоративная деревянная решетка черного цвета с лучами-стрелами и накладками из позолоченной бронзы, закрытая с внутренней стороны темно-зеленым шелком. Под фронтоном находится выдвижной ящик с двумя ручками в виде фантастических морских существ, в середине – замок с накладкой в виде маскарона в окружении лучей-стрел. Нижняя часть секретера с двумя дверцами и накладками замков отделена от средней секции с откидным столом полосой позолоченного металла с растительным орнаментом, замок имеется только в правой дверце. Внутри нижней части размещены два выдвижных ящика с ручками и, над ними, имитация ящика с двумя ручками, за которым расположен мех органа с ресивером. Средняя секция с органным механизмом закрыта откидным столом с замком и ключом, его внутренняя часть покрыта кожей с золотым тиснением по периметру и в центре. Над столом - рама с окантовкой и четырьмя арками, в которых находятся романтические живописные изображения времен года, затянутые с внутренней стороны сине-зеленой шелковой тканью. Над рамой расположены две полки: верхняя полка разделена на три отсека, центральная ниша нижней полки обрамлена колоннами дорического ордера черного цвета с базой и капителью из позолоченной бронзы, по сторонам встроены два отделения, по три выдвижных ящичка в каждом. Все внутренние ящики и полки изготовлены из древесины фруктовых пород и тщательно отделаны. На нижнем правом ящичке установлена поворотная ручка, приводящая в движение механизм, мехи и программный вал со штырьками, скобками и наклейкой на левом торце с рукописными надписями на итальянском языке. Надписи свидетельствуют, что на валу закодирована аранжировка произведения Бетховена “di Beethofen” под названием “Battaglia” (Битва) при Виттории - “di vittoria” и добавлена (приклеена) “colla Preghiera a Dio p il Re” молитва “Боже, храни короля”. Часть надписи зачеркнута, и приписка “da cambiarsi” (чтобы изменить) - сделана другой рукой. С левой стороны программного вала расположено запорное устройство каретки вала, с правой стороны привод вала со стабилизатором вращения и устройством спирального движения вала, на плате механизма надпись: “Egittus Arzt in Winn”. Программный вал делает шесть оборотов по спирали в течение около четырех минут таким образом, что отдельные части произведения сменяются без остановок. Над программным валом расположена рейка с сорока четырьмя, по числу основных тонов, считывающими рычажками и двумя опорными роликами. Орган состоит из 87 деревянных труб, собранных в четыре регистра, мехи приводятся в действие четырьмя ленточными тягами от гиревого привода, смонтированного в вертикальной нише с задней правой стороны. Подъем гири, подвешенной на кетгуте через блок, производится рукояткой с правой стороны секретера, там же находится ограничитель и сигнализатор подъема гири. С боковых сторон секретера расположены дверцы с облицовкой, аналогичной облицовке лицевой стороны с замками и литыми накладками из позолоченной бронзы. Верхняя часть задней стороны затянута желтой тканью, нижняя - глухая.
    Музыкальный носитель: программный вал.
    Людвиг ванн Бетховен (Ludwig van Beethoven, 16.12.1770-26.03.1827) – немецкий пианист-виртуоз, композитор и педагог, последний представитель венской классической школы, один из самых исполняемых композиторов в мире. «Боевая симфония» - Wellington's Victory или Battle Symphony, Op. 91 – для оркестра была написана в честь решающей победы Артура Уэсли (Arthur Wellesley), впоследствии герцога Веллингтона, над королем Испании Жозефом Бонапартом (Joseph Bonaparte), братом Наполеона, в битве при Виттории в Северной Италии в июне 1813 года. Работа над произведением началась по просьбе и в сотрудничестве с Иоганном Непомуком Мельцелем (Johannes Nepomuk Mälzel), известным своим изобретением «механического оркестра» Panharmonicon и усовершенствованием метронома, изобретенного Дитрихом Винкелем (Dietrich Nikolaus Winkel) . Первая редакция симфонии издана для волторны, кларнета, трубы, гобоя, фагота, немецкой флейты, флажолета, барабана, тарелки и треугольника (Hess W., vol. 4 Supplemente zur Gesamtausgabe). 
    Концерт в пользу австрийских и баварских солдат, раненых в битве при Ханау, состоялся 8 декабря 1813 года, в программе была недавно законченная Седьмая симфония Бетховена, одно из самых энергичных и оптимистичных произведений, два марша для механического трубача Мельцеля и «Боевая симфония». Сам композитор оценивал это произведение, как «больше выражение чувств, чем живопись», большинство критиков называло ее «мешаниной и феерией спецэффектов», но симфония имела большую популярность и коммерческий успех. Оркестровая версия симфонии не могла быть исполнена на механическом органе, по-видимому, была сделана специальная аранжировка. В симфонию включены известные мелодии: “Rule Britannia”, “God Save the King” для английской аудитории и “Marlborough has left for the War” – для французской. Среди произведений Бетховена для механических инструментов атрибутировано пять: 1. Adagio in F Major. 2. Scherzo (allegro No. 2). 3. Allegro in G Major. 4. Grenadiers Marsch in F Major. 5. Adagio for Mechanical Secretary (партитура не сохранилась).
    Известно, что Бетховен писал аранжировки маршей для программных валов в часах с органным механизмом венского часового мастера Франца Арцта (Franz Egidius Arzt, 1757-1812). Возможно, что аранжировка мелодии для программного вала данного секретера была сделана самим Бетховеном, но уже после смерти мастера. Изготовление секретера, видимо, было продолжено его сыном Йозефом -Joseph Arzt (?-1848(9).

    свернуть...

    Инв.2613/ММП